Как собрать шкаф купе самому?

    Как собрать шкаф купе самому? Часто возникающий вопрос, особенно если люди покупают шкаф купе без сборки специалистов - сборщиков. Несомненно самостоятельная сборка любой корпусной мебели экономит бюджет, однако при таком варианте появляется несколько отрицательных моментов - в основном это касается качества сборки и срока эксплуатации такой мебели. Происходит это во многом из-за отсутствия определенных познаний в области не только сборки, но и конструктивных особенностей корпусной мебели.

    На сколько сложно собрать самому шкаф - купе? На этот вопрос может ответить только сам покупатель, в нашей практике были случаи, когда заказавшие шкафы купе собирали женщины, без какой либо помощи мужчин. Конечно же это скорее редкость, но такие случаи доказывают, что собрать фабричный шкаф купе может человек даже без каких - либо профессиональных навыков.

   Что же нужно для самостоятельной сборки фабричного шкафа купе? Необходим инструмент, необходимо приложить немного усилий и конечно же потратить несколько часов на сборку. Как правило профессионалы тратят от 2 до 5 часов в зависимости от размера шкафа и дополнительной комплектации.

    Необходимые инструменты:

- конфирматный ключ (не комплектуется вместе с фурнитурой);
- крестовая отвертка (желательно с битой PZ2);
- "прямая" отвертка;
- дрель, либо шуруповерт;
- сверло диаметром 4 мм (по металлу);
- молоток;
- уровень;
- плоскогубцы;
- ножик, можно канцелярский;
- рулетка;
- шило.

    Дополнительные инструменты, которые могут понадобиться:

- шестигранник для мебельного фланца (если глубина шкафа 60 см);
- конфирматное сверло;
- подложки (при большой неровности пола);
- сверло диаметром 6 мм.

    Порядок сборки шкафов купе:

    Мы опишем конструктивные особенности шкафов купе Феник и Матролюкс, между ними есть некоторые отличия, но существенно на сам принцип сборки они не влияют.

   Шаг №1.  Заказав шкаф купе Вы должны были замерять размеры шкафа - ширину, глубину, высоту, теперь стоит их проверить.

    Обратите внимание, если шкаф купе устанавливается на всю ширину или длину комнаты, то должен оставаться отступ между боковыми стенками шкафа и стенами комнаты. Для чего это нужно? Это является одним из нюансов фабричной мебели, задняя стенка - ДВП, прибивается гвоздями с задней стороны шкафа, таким образом, закрепив ДВП вы просто не сможете "вылезть" оттуда. А чтобы развернуть шкаф купе необходимо учесть длину диагонали шкафа купе (длина диагонали d прямоугольника вычисляется по теореме Пифагора: d = √(a2 + b2)) + добавить хоть какой-то минимальный "запас".

   Шаг №2. Распакуйте элементы шкафа купе и уберите картон, чтобы он не мешал. Схема сборки, особенно у шкафов мебельной фабрики Феникс настолько примитивная, что существенно она не поможет, разве что на нее можно высыпать фурнитуру. Кстати в шкафах купе Матролюкс, хоть и дается более подробная инструкция, но она также не является "идеальным руководством" по сборке шкафов купе. Если же недобросовестные сотрудники мебельных фабрик не положили схему сборки, то зайдите на наш сайт, а именно на ту модель шкафа, который Вы купили и откройте изображение с внутренним наполнением шкафа.

   Шаг №3. Определитесь с внутренним расположением шкафа купе, т.е. где будут расположены полки, а где будет платяное отделение, многие модели имеют взаимозаменяемую сторону. Таким образом, позволяя устанавливать полки как слева, так и справа. Однако, к примеру, у шкафов купе серии Комфорт мебельной фабрики Феникс, такая возможность отсутствует. Чтобы определится со стороной расположения полок, необходимо замерить ширину полки и расстояние между отверстиями (4 мм) в нижней части корпуса (обратите внимание - необходимое расстояние между отверстиями должно быть на 10-12 мм больше, чем ширина самой полки).

   Шаг №4. Установка регулируемых ножек.

   В шкафах купе мебельных фабрик "Феникс" и "Мебель Сич" это достаточно просто. Достаточно отсоединить заглушки от самих ножек (не выбрасывайте их, они понадобятся в конце сборки). Заглушка ножки - это пластмассовый "пятачок" диаметром 11-12 мм, который крепится к краю ножки, его можно оторвать руками или отрезать ножиком.

    Затем подготовленные ножки необходимо вставить в нижнюю часть корпуса, в отверстия диаметром 10 мм, количество ножек зависит от размера шкафа. Не забудьте о расположении полок.

     В шкафах купе "Матролюкс" установка ножек займет немного больше времени, поскольку фабрика использует регулируемые ножки высотой 10 см, которые нужно будет прикрутить ко дну шкафа, причем на определенном расстоянии от краев корпуса.




    Передние ножки устанавливают на расстоянии 7 см от края до центра ножки, для задних ножек расстояние уменьшается до 5 см. Основное преимущество таких ножек - увеличенный диапазон регулирования, который достигает 4 см, т.е. увеличить высоту ножки можно до 14 см. К тому же их проще регулировать.

   Шаг №5. Прикручиваем штифты минификсов к нижней и верхней части корпуса.

    Переверните деталь с ножками и закрутите штифты (штифт - показан на картинке) в отверстия диаметром 4 мм. Также нужно закрутить штифты к верхней части корпуса (не забудьте о стороне полок).

    В шкафах купе Матролюкс используют вместо минификсов силовые полкодержатели. Однако, принцип такой же - также необходимо закрутить винты для крепления боковых стоек шкафа.

   После того как прикрутите "винты", верхнюю часть корпуса отставьте в сторону, а нижнюю положите рядом с той стеной, где буде установлен шкаф купе. Вплотную приставлять не нужно, так как необходим доступ для крепления ДВП (задней стенки).

    Далее необходимо выровнять плоскость нижней части - она должна быть ровной. Чтобы проверить плоскость, возьмите нижнюю направляющую алюминиевого профиля (планки, по которой будут "ездить" двери). Это наиболее простой способ узнать прогнулось ли ДСП, к примеру в середине. Если между нижней направляющей и ДСП образовался зазор (из-за неровности полов), то необходимо подрегулировать ножки.

   Шаг №6.  Установка боковых и внутренних стенок шкафа. До этого момента Вы могли обойтись без помощи, теперь же потребуется помощник, как минимум для того, чтобы придерживать ДСП.


    Затем установите одну из боковых стенок и внутреннюю стенку на нижнюю часть корпуса (таким образом Вы "надените" ДСП на уже закрученный штифт.

    Закрепите их между собой полками с помощью конфирматов (их называют еще евровинтами или мебельными шурупами). В боковинах и в полках уже просверлены отверстия, все что Вам необходимо сделать, так это закрутить конфирматы с помощью ключика. Мы не рекомендуем закручивать конфирматы с помощью электрических инструментов - шуруповертов и электрических отверток, в фабричной мебели, особенно недорогой - это "противопоказано". Далее устанавливаем вторую боковину, если шкаф большой ширины - то необходимо установить вторую внутреннюю часть.

   Шаг №7. Установка верхней части каркаса. Для этого вам потребуются табуретки, либо стулья. Установить верхнюю деталь каркаса в шкафах небольшой ширины можно и одному человеку, если же шкаф очень широкий, то желательно устанавливать верх - вдвоем.

   Теперь закрепите эксцентрики минификсов. В верхней и нижней части боковых и внутренних деталях каркаса, просверлены специальные отверстия диаметром 16 мм. В них вставляются эксцентрики минификсов. Таким образом, закручивая их по часовой стрелке, вы "стягиваете" верх и низ
с боковыми и внутренними частями корпуса. Получается цельный каркас. Он еще неустойчив, но потихоньку шкаф начинает приобретать вид готового изделия.

    Мебельные фабрики не комплектуют свои изделия заглушками под минификсы, видимо считая, что они являются лишними, однако они существуют и довольно недорого стоят, поэтому если вы решите закрыть эксцентрики, то необходимо будет купить заглушки для минификсов.





 
  Шаг №8. Проверка диагоналей шкафа и установка задней стенки - ДВП.

  Замерять диагонали шкафов необходимо для проверки углов каркаса, углы должны быть прямыми. Достичь идеальных прямых углов в фабричных шкафах не получится, можно максимально приблизится к идеалу. Стенки шкафов купе изготавливают из стандартного ДСП толщиной 16 мм - это сравнительно небольшая толщина, поэтому иногда, особенно со стороны платяного отделения боковина имеет минимальную "вогнутость" или "выгнутость", устраняется это во многом с помощью отбойников на шкафах купе.
 
   Начиная прибивать ДВП к корпусу, придерживайтесь равных отступов.  Низ каркаса мы уже выравнивали по плоскости, т.е. он ровный, ДВП на фабриках режут с помощью высокотехнологических станков, поэтому углы ДВП - прямые. Таким образом, прибив ДВП к низу и начиная прибивать его к боковым частям каркаса, необходимо придерживаться чтобы ДВП не выступало за пределы каркаса и края задней стенки (ДВП) шли параллельно краев ДСП (боковых частей). К тому же выставленные диагонали помогут Вам ровно прибить заднюю стенку шкафа.

    На каком расстоянии забивать гвозди? Решать вам, фабрики дают минимальное количество гвоздей, однако если в хозяйстве есть запасы маленьких гвоздей, то большее их количество, только улучшить качество сборки. Достаточно просто вспомнить советские шкафы купе, тогда задняя стенка шкафов прикручивалась шурупами буквально через каждые 3 см.



    ДВП прибивается горизонтально, между кусками ДВП устанавливаются специальные соединительные планки. Они рассчитаны для устранения зазоров. Бывают случаи когда они больше на несколько миллиметров, чем должны быть, тогда необходимо подрезать их до необходимой длины. Чтобы проще было забивать гвозди к внутренним элементов, воспользуйтесь линейкой и карандашом, таким образом Вы будете попадать в центр ДСП, а не мимо.

   Шаг № 9. Установка шкафа купе на место и выравнивание по уровню.

   После того как Вы прибили ДВП, необходимо будет поставить корпус шкафа купе на то место, где он будет стоять. Обратите внимание, если были откручены ножки при выравнивании нижней части, то необходимо их полностью закрутить, поскольку при передвижении они могут сломаться.

   Затем, снова выровняйте низ шкафа (выкрутите ножки, если их высоты будет недостаточно, сделайте подложки). Также нужно будет выставить шкаф по уровню. Для начала выставьте по уровню низ корпуса, от этого будет зависеть - будут ли двигаться фасады сами по себе, в ту или иную сторону. При правильно выставленном уровне фасады остаются на том месте куда их передвинули, т.е. если их передвинуть на середину шкафа, они останутся на середине. Далее приложите уровень к торцам боковин и внутренних перегородок шкафа, таким образом выровняется шкаф по вертикале. Рекомендуем немного наклонить верх шкафа к стене.

    В шкафах Матролюкс, регулировка проще, чем в шкафах "Феникс" и "Мебель Сич" за счет большего диапазона регулирования ножек, к тому же добраться к ножкам также легче.

    Шаг №10. Подготовка направляющих раздвижной системы.


    Для этого Вам понадобиться дрель, либо шуруповерт и сверло диаметром 4 мм. В направляющих нет отверстий для крепления, мебельные фабрики оставляют это покупателю. Независимо какая мебельная фабрика изготавливает шкаф купе, отверстия придется сверлить самим. В нижней направляющей просверлите отверстия по середине, по одному отверстию с каждой стороны и на равных промежутках (с отступом примерно 60 см).

   В верхней направляющей необходимо просверлить отверстия в каждом отделении (на таком же расстоянии, как и низ).


    Шаг №11. Установка направляющих раздвижной системы.

    Перед тем как прикручивать нижнюю направляющую установите стопоры. У многих возникают вопросы при сборке шкафа как раз в этом месте.



  При помощи плоскогубцев и прямой отвертки, установите стопоры в пазы профиля. Обратите внимание, если у Вас двухдверный шкаф купе, то стопоры устанавливаются по "диагонали", т.е. один стопор с одной стороны в передний паз, другой - с другой стороны в дальний паз. Если трехдверный шкаф купе - два стопора устанавливаются в один паз с разных сторон и в другой паз - один стопор (расположение фасадов должно быть таким - один фасад ставится в дальний паз (средняя дверь, один стопор), два остальных двери устанавливаются в передний паз, два стопора).

   После прикрутите саморезами направляющие, обратите внимание - нижний направляющий профиль ставится с отступом 15 мм от края ДСП
.


   Верхний профиль крепится без отступов.

   Шаг №12. Установка микролифтов и трубы с фланцами (для одежды).

   В шкафа купе глубиной 45 см используют микролифты. Крепятся они 4-мя саморезами к верхней полки.

Для небольших нагрузок саморезов, как правило, достаточно. Если же Вы переживаете что саморезы не выдержать вес верхней одежды, можно закрепить микролифт с помощью болтов и гаек с шайбами, но для этого необходимо просверлить отверстия диаметром 4 мм и купить 4 болта, 4 гайки и 8 шайб (на один микролифт). Однако, резьбовые соединения редко применяют в фабричных шкафах.





   Не рекомендуем выдвигать микролифт под нагрузкой, хоть и предусмотрено это конструкцией самого микролифта, но частые выдвижения приводят к поломке самого лифта, к тому же создается большая нагрузка на передние саморезы и появляется вероятность "их вырывания" из ДСП.

    В шкафах глубиной 60 см используют другую систему, поскольку глубина шкафа позволяет использовать параллельное расположение одежды к боковинам шкафа. Слева (на фото ниже) - фланец, справа - труба диаметром 25 мм.




    Не известно, кто создал так называемый стандарт - глубину шкафа 60 см, но видимо таким образом мебельные фабрики и те, кто занимается производством под заказ шкафов купе - решили сэкономить на стоимости материалов и в целом за счет этого снизить цену готового изделия.

    Однако 60 см - это минимальный размер глубины, которого на практике недостаточно. Это объясняется очень простым способом: за счет системы (профиля нижнего и верхнего) размер глубины уменьшается до 50 см (это уже не 60), далее если даже установить фасад ближе к краю в платяном отделении, то второй фасад все равно придется установить более во внутрь шкафа. Таким образом, при открывании внутренней двери она будет упираться в верхнюю одежду.

   Это недостаток всех, не только фабричных, но и заказных шкафов купе глубиной 60 см. Если же Вы решитесь заказывать шкаф, указывайте глубину 70 см - стоимость будет выше, но зато и комфорт и удобство при таком варианте гарантированы.

    Рекомендуемый отступ для фланцев - по горизонтали 27 см (от задней стенки шкафа до центра фланца) и 10 см по вертикали (от края верхней полки до середины фланца). Сначала вставьте фланцы в трубу, а потом непосредственно крепите их к корпусу. Фиксируется труба с помощью небольших "болтиков", которые завинчиваются с помощью небольшого шестигранника.


    Шаг №13. Установка фасадов - раздвижных дверей шкафа купе.

   Завершающей частью сборки является установка фасадов. Для этого необходимо отсоединить защитную пленку с алюминиевого профиля и проверить нижние ролики - "колесики".


   Фасады приходят в собранном виде и не требуют сборки, однако именно нижние ролики зачастую не правильно устанавливают работники фабрик. Поэтому многие сталкиваются с такой проблемой - высота роликов не регулируется. За регулировку нижних роликов отвечает нижний болт, вращая который по часовой, либо против часовой стрелке регулируется высота одного края двери. Т.е. можно как поднять одну сторону фасада, так и опустить ее, таким образом устраняются зазоры между фасадами и боковыми стенками шкафа.

    Особенно часто встречается такой "брак" в шкафах купе "Феникс". Второе отверстие (в которое упирается шляпка болта) специалисты фабрики просверливают сверлом меньшего диаметра, чем необходимо. Поэтому если Вы столкнулись с таким моментом, необходимо выкрутить болт и убрать ролик и немного увеличить диаметр отверстия. Если же Вы с таким не столкнулись и ролики свободно перемещаются вниз - верх, можете устанавливать фасады.

    Для установки фасадов в шкаф потребуется 2 человека, один должен будет сначала поднять фасад, затем завести верх фасада во вторую (внутреннюю) часть верхнего профиля. Второй человек должен "задвинуть" сразу оба колесика во внутрь системы (профиля) и аккуратно удерживая их (чтобы они полностью оставались в профиле) передвинуть низ фасада во второй паз нижней направляющей планки. Первой устанавливается именно внутренняя дверь - она же должна закрывать ящики (т.е. если у Вас ящики находятся слева, то этот фасад будет левым).

   Также устанавливаются и передние фасады, главное не спешить - зеркала "не любят" больших перекосов. После установки необходимо приклеить отбойники в паз вертикальных направляющих.

   Отбойник - это ворсистая самоклеящаяся лента, которая скрывает зазоры  и смягчает столкновение фасадов с боковинами шкафа купе. Далее необходимо отрегулировать фасады относительно стопоров и боковин шкафа.

    Перемещая стопор прямой отверткой влево или вправо Вы должны достичь того, чтобы фасад, при закрытии, полностью примыкал к корпусу шкафа.






 
        Затем отрегулируйте зазоры между фасадом и корпусом. Дверь полностью должна прилегать к ДСП, достигается это благодаря регулированию нижних роликов.

   Вращая ключ по часовой стрелке - происходит поднятие фасада, в противоположном направлении - опускание, необходимо чтобы колесико выступало на 10 мм. Регулировать фасады просто, единственно - занимает какое-то время. Со временем зазоры могут снова появиться, но имея конфирматный ключ всегда под рукой, регулировка не займет много усилий.

   В дальнейших статьях мы опишем сборку дополнительных элементов таких как: консоли, карнизы, ящики.
 
    Если у Вас возникнут вопросы относительно самостоятельной сборки шкафов купе - оставьте отзывы на сайте в тех шкафах, которые были куплены, мы постараемся ответить максимально быстро и помочь дистанционно решить возникшую проблему.

Автор: Алексей Карпов